Тема гибели Михаила для меня
непроста и неоднозначна, но душа
болит, и слово просится на бумагу.
Кто, почему и по какому праву
посмел отнять жизнь у необычного
человека и поэта-шансонье - эти
вопросы-восклицания оставлю без
ответов, поскольку этих самых
ответов не имею. Я прочёл большое
количество статей и гипотез, но
главная суть для меня не в том - "кто,
за что и найдут ли?". Даже если
убийц и не найдут, то их накажет Бог.
А вот часто упоминаемый в прессе
тезис о том, что "Круга убили те,
для кого он пел", считаю неверным.
Осмелюсь утверждать, что Михаил
сочинял и пел для Людей, пусть и с
разными судьбами, а убили его как
раз Нелюди. Сразу оговорюсь, что не
ставлю задачи написать Кругу
панегирик или реквием. Сердца,
способные сопереживать, сами во
всём разберутся.
Меня возмущает не только
само бессмысленное и страшное
преступление, а ещё и вот какой
факт. Открываю "Комсомольскую
правду", пятничный выпуск от
5.07.2002. Уважаемая газета, не спорю,
но… Читаю "Последнее интервью"
Михаила Круга, взятое у него после
некоего концерта. Не самое лучшее
интервью, кстати. Коробит
следующее - почему бы при жизни не
напечатать? Круга же знает
полстраны, он популярен и
неодиозен, его песни и подробности
судьбы вызывают живейший интерес!
Он - выходец из народной среды,
талантливый человек, в доску наш, а
не какой-нибудь эмигрант, наконец!
Так нет же, всё после смерти. После.
Страна любит мёртвых больше, чем
живых? Отчасти, да. Но кто её
приучает к этому, возбуждая
ажиотажный спрос на смерть? О, это
целая индустрия (СМИ в том числе),
пропитанная коммерцией, завистью,
надуманной табелью о рангах и
удивительно лживой моралью.
О морали. В той же "КП" -
статьи находчивой проблядушки
Дарьи Асламовой и резюме скандала
вокруг новых "героев" нашего
странного времени - "застекольщиках".
Ну да, это они трахались как
кролики на канале ТВ-6, воровато и
быстро. А теперь вот претендуют на
всесоюзную славу и дивиденды с
разврата. Можно писать и про группу
"Тату", фонограмщиц однополой
любви и слезливо-печальной
мастурбации. Нужен, а как же без
него, беззубый сумасшедший наркоша
Шура, светящий на фото толстыми
ляжками. Или Боря Моисеев, "голосистый
певец мужеложства",
приставляющий к гульфику брюк (он,
что, до сих пор брюки носит, а не
юбку? Не может быть!) микрофон. Всё
это очень морально. А аморальность
Михаила Круга, по мнению
газетчиков, вот в чём, цитирую: "Михаил
Круг… воспевал в своих песнях
романтику уголовного мира". Вот
в чём дело! Конечно, про него писать
нельзя. Принципиально. А вот
посмертно можно и нужно - как же
тираж, касса… И принципы
закончились.
С телевизором та же история.
Столько прижизненных появлений на
ТВ у певца и поэта не было! Тут же
как прорвало - новости, домыслы, чей-то
PR "на костях", даже целые
передачи! А ведь многим простым
людям, я знаю точно, не хватало
завершенного зрительного образа
Михаила Круга при жизни, ведь голос
на кассетах - это ещё не всё. Хотя
клип на песню "Приходите в мой
дом" кое-где появился. Я спросил
года полтора назад у одного из
теленачальников - мол, как же так,
вроде шансон на ваш канал не брали
категорически и гордились этим
чрезвычайно! Он ответил мне просто
и цинично - дескать, "бабки"
тогда закончились - поток взяток за
показ клипов иссяк - а тут "баксами"
вновь запахло, поэтому и Круга
теперь показать можно, если
осторожно… Надеюсь, комментарии
не нужны. Короче, далеко не
случайно я вывел афоризм про ТВ -
"чтобы попасть в телевизор,
нужно либо иметь бешеные деньги,
либо сделать страшную пакость,
либо, на крайний случай, умереть, и
лучше насильственной смертью".
Много было дискуссий на
тему шансона, а, следовательно, и
присутствия его лучших
представителей на "ящике".
Говорили, что эстетика не та,
некультурно, что ли, ворованными
деньгами попахивает… Ага, Моисеев
да рокеры - наркоманы - та эстетика?
А новые "звёзды", двух слов не
умеющие связать, без позиции,
принципов и духовного багажа -
культурно? Группа "Ленинград"
- ну, матерятся, ну, на колдырей
дворовых очень похожи - и что с того?
О них должна знать страна? О
деньгах вообще смешно - когда они
большие и неконтролируемые - они
что, честные, у нас-то в стране? Да
не про это надо говорить, а про
двойные стандарты нравственности,
про неравные права богатых
бездарей и неимущих талантов, про
цензуру и монополию на несвободном
рынке.
Возможно, не всё сказанное
можно применить к Михаилу Кругу,
его музыкальная судьба
складывалась достаточно удачно,
особенно в последние годы. Удачные
гастроли, солидные суммы за
альбомы, признание народа - как бы в
противовес невниманию прессы, ТВ и
радио, зашоренному форматами. Но
разве только в этом дело? Когда о
живых-то будем думать, и привечать
их за уже сотворённое? Это и
государства касается, ведь именно
оно десятилетиями культивирует
привычку признавать и награждать
посмертно. Именно оно диктует нам
свою "культуру", далёкую от
русской, самобытной, и правила
жизненной игры без правил. Однако,
не стоит забывать, что государство
- это ведь не только и не столько
чиновники всех мастей, погрязшие в
коррупции и неуважении к своему
народу. Государство - это мы, люди,
которые живут в России и просто
обязаны не терять корней и
традиций, уважая и любя тех, кто эти
корни и традиции бережёт. При жизни.
Когда душа ещё здесь и может
радоваться и печалиться вместе с
нами и, отчасти, за нас. При жизни,
потому что Некрополь, хотя и
монументален, но холоден и
забросан увядшими цветами.
Я знал Михаила Круга не
очень близко. И не с каждой песней
согласен. Знаю одно - при всей
противоречивости его характера,
это был интересный, даровитый и
мощный человек. Иначе как бы ему
удалось, несмотря на столько
недоброжелателей и завистников,
донести до нас целый пласт русской
песни и играть на струнах наших
бесприютных душ?
Вечная ему память и земной русский
поклон!
Влад Сокол
|